О религиозных ученых

Ветвистое древо. Логотип
Помочь нам

Журнал Мировоззрение




О религиозных ученых



Представляем Вашему вниманию список ученых (под учеными понимаются люди, занимающиеся естественными науками и математикой, мы намеренно сузили это понятие), чье мировоззрение было религиозным. Список этот ничего нового к дискуссии о науке и вере не прибавит, но он может удержать многих людей от ложных предпосылок, которые так часто мешают непредвзятой дискуссии. Если Вы считаете, что современная наука была основана людьми атеистических взглядов, Вы поймете, что это не так. Или, если Вы убеждены в том, что уж в современную эпоху ученый не может придерживаться религиозного мировоззрения, Вы тоже поймете, что это далеко не соответствует действительности. Более того, Вы убедитесь, что наука как метод очень тесно сочетается с верой в Создателя у подавляющего большинства самых значительных ученых.

 

Заглядывая в исторические работы, мы убедимся, что многое было сказано о той гармонии между наукой и верой, что была в Средние века. В эту эпоху произошел настоящий синтез между наукой и верой: были основаны первые университеты, оформила себя христианская философия, которая развилась в стройную систему, сформулирован научный метод. Неразрывность этих двух областей, религиозной и научной, веры и разума в Средние века была очевидна почти для всех мыслителей. Мы не будем пытаться здесь сформулировать подход средневековых мыслителей к этим проблемам, нам нужно лишь констатировать факт.

 

Одной из причин конца мироощущения средних веков был разрыв между наукой и верой, они уже не понимались как нечто взаимно-обусловленное, стали появятся кажущиеся противоречия. Так, уже в XVII веке в научной среде появляются люди, открыто заявляющие о своем атеистическом мировоззрении. Мы начали свой обзор как раз с этого времени, когда мыслящий человек так или иначе должен был сделать выбор между мировоззрением позитивистским, светским или религиозным. То есть, религиозное мировоззрение перестало быть чем-то само собой разумеющимся. Нам могут возразить, что в то время было сильно влияние Церкви, и ученые вынуждены были хотя бы формально заявлять себя верующими, чтобы не подвергнуться санкциям и не потерять свои должности. Но уже Р.Бойль (1627-1691) учреждает лекции, призванные защитить христианскую веру от «печально известных неверных, а именно атеистов, деистов, язычников, иудеев и мусульман». Из этого мы заключаем, что в то время были люди, известные своим нерелигиозным мировоззрением, а значит, перед любым ученым был выбор. Или, если рассмотреть времена Кардинала Ришельё, Блеза Паскаля и Рене Декарта — Францию XVII века, про эти времена также известно, что среди дворянства были распространены атеистические взгляды, известно, что Паскаль пытался оспорить эти взгляды. Мы также не можем не отметить, что почти все названные нами ученые активно отстаивали религиозный взгляд на жизнь, если бы они были скрытыми атеистами, то, формально признавая веру, они бы не совершали никаких активных действий. Более того, атеистические взгляды не просто существовали, они зафиксированы даже в средневековых рукописях, в том числе и в древнерусских. А если эти взгляды существовали и могли быть выражены в условиях почти абсолютного авторитета Церкви, то тем легче их было выразить и отстоять, когда авторитет этот ослабел.

 

Мы ни в коем случае не утверждаем, что этот список неоспорим, и мы не готовы гарантировать, что каждый из перечисленных ученых имел религиозное мировоззрение, напротив, в виду недостатка источников, наш список уязвим для критики. Но, тем не менее, почти в каждом случае мы пытаемся предъявить аргументы в пользу того, что конкретный человек придерживался (для нас менее важно, к какой религии он принадлежал и был ли он человеком верующим) религиозного мировоззрения. Причем, мы сознательно не включали в список людей, которые в конце жизни обратились в христианство, для нас было важным, чтобы человек последовательно придерживался определенного мировоззрения, религиозного. Так, например, мы не включили в список Джона фон Неймана, который перед смертью обратился к католическому священнику, что шокировало его друзей и что может быть расценено как его обращение, или Антони Флю, который под влиянием аргумента о тонкой настройке в конце жизни стал последовательным деистом. Для придания списку большей «надёжности» мы старались всеми силами избегать включения в него людей, о мировоззрении которых имеются противоречивые сведения: имена Менделеева, Павлова, Эйнштейна и многих других известных ученых, которые могут быть названы как религиозными так и нерелигиозными в наш список не вошли.

 

Единственное, что мы хотели бы показать этим списком, что не смотря на современные заверения в том, что позитивизм (или атеизм) и наука идут рука об руку, подавляющее большинство ученых отвергало позитивизм в качестве адекватного мировоззрения. Причем многие из представленных нами ученых были основоположниками новых областей науки, в нашем списке представлены почти все временные отрезки, включая современную эпоху и почти все возможные научные дисциплины. Напрашивается вопрос: если люди, наделенные выдающимися способностями к познанию действительности не теряли свою веру, а наоборот утверждались в ней и видели её неотрывно от своих занятий наукой, то есть, понимание устройства мироздания не лишало их веры, то, как можно вообще утверждать, что наука хоть как-то противоречит вере?

 

Так, средневековый взгляд на мир хоть и покинул умы ведущих философов и мыслителей, нашел себе подлинных союзников, как в лице основателей современной науки, так и в лице выдающихся ученых науки уже утвержденной в своих основаниях. Многие современные мыслители говорят нам, что это невозможно. Но что скажут сами ученые, какова их позиция, да и вообще, сколько их, среди всех ученых, каков их вклад в науку. Ответить на эти вопросы мы попытались данным списком.

 

Поясним его устройство. Чем более влиятелен вклад ученого в развитие науки, тем больше размер букв, которыми написано его имя, в диапазоне от 12 до 15. Эта характеристика достаточно субъективна, но в любом случае, как-то помогает ориентироваться в списке. Далее в скобках написаны годы жизни ученого, причем по каждой дисциплине список отсортирован по году рождения. После, курсивом написана вера ученого, и обоснование как его принадлежности к этой вере, так и его религиозного мировоззрения в целом. Для единичных случаев это обоснование отсутствует, но в этих случаях мы почти уверены, что оно неоспоримо. Вслед за обоснованием идет описание научных достижений ученого, обоснование его значимости для науки, уже без курсива. В квадратных скобках указан номер книги (в списке используемой литературы), на которую идёт ссылка и, через запятую, страница, по указанному изданию.

 

 

Список ученых с религиозным мировоззрением

 

 

Медицина:

 

А. Каррель (1873-1944, католик, в своей книге «Reflections on life» ученый описывает свое мировоззрение: «Иисус знает наш мир. В отличие от того бога, о котором писал Аристотель, Он не презирает нас. Мы можем обращаться к Иисусу, и Он отвечает нам. Он был человеком, как мы, но при этом Он Бог, превосходящий все сущее». Каррель был вовлечен в исследования чудес и видений в Лурде, он прошел путь от неверия в них, до признания духовных причин исцеления Мэри Бэйлли в 1902 году из-за невозможности объяснить их рационально (из статьи в журнале Scientific American); биолог и хирург, первопроходец в трансплантологии, в 1912 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за «работу по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов».)

Дж. Мюррей (1919-2012 католик, в интервью журналу «National Catholic Register» 1996 года Мюррей сказал следующее: «Враждебна ли Церковь науке? Как человек, являющийся католиком и ученым, я не заметил этого. Одна истина истина откровения, другая научная. Если действительно верить, что творение хорошо, в изучении науки нет никакого вреда. Чем больше мы узнаем о творении, как оно возникало, это лишь прибавляет к славе Господней. Лично я никогда здесь не видел конфликта»; пластический хирург, со-основатель трансплантологии. В 1954 году Мюррей стал первым хирургом, осуществившим успешную пересадку почки. Ученый удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине 1990 года за работу по пересадке органов и клеток. Команда Мюррея также известна открытием препаратов по подавлению иммунитета.)

 

 

Геология:

 

Жан Луи Агассис (1807-1874, христианин (деноминация неизвестна), Агассис полагал, что Божественный Замысел можно найти всюду в природе, и не мог убедить себя в правимощности теории, не упоминающей об этом Замысле. Он определял виды как «мысль Бога» и написал в своем «Эссе о классификации» («Essay on Classification»): «Собранные в пространстве и времени все эти идеи показывают не только мысль, но и также преднамеренность, силу, мудрость, величие, предвиденье, всеведенье и провидение. Одним словом, все эти факты в своей естественной взаимосвязи провозглашают в полный голос Единого Бога, которого человек может знать, обожать и люить; и естественная история должна стать в итоге исследованием мыслей Создателя Вселенной». Агассис был креационистом и отрицал теорию Дарвина с того момента, как она появилась; один из основоположников гляциологии. Первым предложил научную гипотезу о том, что Земля в прошлом прошла через ледниковый период.)

 

 

Астрономия:

 

В. Гершель (1738-1822, христианин; многие из его писем были посвящены обсуждению богословских вопросов, Гершель верил, что Божья Вселенная подчинена порядку, это убеждение помогло ему заключить, что «ненабожный астроном должен быть сумасшедшим»; астроном, открыл планету Уран и два её главных спутника, а также два спутника Сатурна. Первым обнаружил инфракрасное излучение. )

Д. Джинс (1877-1946; англиканин (предположительно); в интервью, опубликованном в «The Observer» у Джинса спросили: «Как Вы считаете, жизнь на Земле возникла по воле случая, или же, на Ваш взгляд, она есть часть куда большей системы?», на что ученый ответил: «Я склоняюсь к идеалистической теории, согласно которой основа сознание, а материальная Вселенная производная от сознания, а не наоборот»; математик, физик и астроном. Опроверг теорию Лапласа о зарождении Солнечной системы из газового облака. Вместе с Артуром Эддингтоном основал британскую космологию. Открыл закон Рэлея-Джинса об излучении для равновесной плотности излучения абсолютно чёрного тела и для испускательной способности абсолютно чёрного тела).

А. Эддингтон (1882-1944, квакер; Эддингтон придерживался философии идеализма в своих взглядах на мир, в своей книге «The Nature of the Physical World» ученый утверждает, что мир «вещество мира есть вещество-разум», то есть «Вещество-разум мира, разумеется, есть не что большее, чем индивидуальный сознающий разумвещество-разум не разбросано в пространстве и времени; они есть часть циклического плана, из него извлеченного» (стр. 276-281); ученый спорил с Альбертом Эйнштейном и другими учеными, поддерживающими детерминизм, пытаясь защитить индетерминизм: он говорил, что «индетерминизм утверждает, что в физические объекты имеют онтологически неопределенную составную часть, причем её причина не заключается в эпистемологическом ограничении понимания физика. Таким образом, принцип неопределенности в квантовой механике, будет обусловлен не скрытыми параметрами, но самим индетерминизмом в природе»; астрофизик, во время наблюдения солнечного затмения 1919 года ученый одним из первых получил подтверждение теории относительности. Автор предела Эддингтона в астрономии (величина мощности электромагнитного излучения, исходящего из недр звезды, при котором она находится в состоянии равновесия). Посчитал число протонов в наблюдаемой Вселенной, оно названо в его честь, правда, в последнее время оно было несколько скорректировано.

 

 

Изобретатели:

 

Р. Стирлинг (1790-1878, кальвинист, священник; в 1816 году ученый изобрел двигатель Стирлинга, стремясь обезопасить рабочих от ожогов, причем, на то время теоретических основы для такого двигателя (она появилась лишь в 1825 году, в работах С.Карно) еще не существовало. Также изобрел ряд оптических приборов.)

С. Морзе (1791-1872, христианин, интересовался взаимоотношением между наукой и верой, дал средства на провидение лекции, посвященных «связи между Библией и Наукой»; первую депешу по телеграфу послал сам ученый, слова её были: «Дивны дела Твои, Господи»; изобрел электромагнитный пишущий телеграф (т.н. «аппарат Морзе») и код Морзе. Помимо этих изобретений у Морзе есть и другие, менее известные, как, например, станок для резки мрамора, который мог вырезать трехмерные скульптуры из мрамора и камня.)

Т. Эдисон (1847-1931, деист; хотя ученого часто называли атеистом, в одном личном письме ученый опроверг эти догадки. Речь шла о статье в журнале «Нью-Йорк Таймс», в которой Эдисон заявил, что «нас создала природа, а не боги религий». Эдисон написал: «Вы неправильно поняли эту статью, потому что Вы пришли к утверждению, что она отрицает бытие Бога. Этого отрицания не существует, то, что Вы зовете Богом, я зову Природой, Верховным Разумом, управляющим материей»; американский изобретатель, автор 1093 патентов, среди которых: батарея для электрического автомобиля, электрический двигатель, тикерный аппарат, кино, механический регистратор голоса. Его открытия впоследствии открыли дорогу массовым и теле коммуникациям.)

Г. Маркони (1874-1937, католик, Симеон Попов в своей книге «Why I Believe in God» цитирует ученого: «Каждый шаг, сделанный наукой, приносит нам новые удивления и достижения. И тем не менее, наука подобна тусклому свету мерцающего фонаря в глубоком и плотном лесу, через который человечество стремится найти свой путь к Богу. Лишь вера может вывести нас к свету, и послужить мостом между человеком и Абсолютом. Я горжусь тем, что я христианин. Я верю не только как христианин, но и как ученый. Беспроводное устройство может передать сообщение через дикую местность. В молитве дух человеческий может посылать в бесконечность невидимые волны, которые достигнут своей цели перед Богом; о том, что Маркони верующий католик можно также сделать вывод из его писем жене; открыл закон Маркони и изобрел радио передатчик на дальние расстояния. Считается, наряду с Поповым изобретателем радио. Лауреат Нобелевской премии по физике 1909 года за «За выдающийся вклад в создание беспроволочной телеграфии».)

В. фон Браун (1912-1977, лютеранин; ученый отрицал эволюционную теорию, в книге «Men of Science, Men of God» Генри М. Мориса можно встретить следующую цитату фон Брауна: «Заставить себя поверить лишь одному заключению что во Вселенной все возникло по воле случая значит тем самым пойти против объективности самой науки»; фон Браун не рассматривал свою работу, как прославление достижений человека, ему приписывают (в той же книге, стр. 85) следующее высказывание : «Полет человека в космос есть величайшее достижение, но оно открыло человечеству лишь маленькую дверь, через которую мы можем смотреть на необыкновенное богатство космоса. И тайны Вселенной, которые мы можем наблюдать, через эту смотровую щель, должны лишь подтвердить веру в Создателя»; возглавил команду, разработавшую ракету V-2. Его открытия послужили для создания ракеты Сатурн-V, на которой американцы отправились на Луну.)

Д. Кнут (1938-, лютеранин, в своем выступлении, которое было посвящено взаимодействию науки и религии, в рамках «Authors@Google», Кнут упоминает о той жесткой реакции, которая последовала после того, как он написал книгу («3:16 Освещенные библейские тексты», в этой книге каждый шестнадцатый стих третьей главы каждой библейской книги сопровожден оформлением в каллиграфическом письме), посвященную Библии, которую он впервые представил публике на собрании «Ассоциации христиан в математических науках», он также пояснил, что на протяжении жизни был религиозным человеком. При написании одной его книги, ему посоветовали вырезать то место, где он утверждал о том, что «компьютерные науки» не есть все, хотя аудитория в МИТ отнеслась к этому адекватно; программист, написал известный многотомник «Искусство программирования», считается «отцом» анализа алгоритмов. Известен также как создатель системы печатанья TeX.)

Л. Уолл (1958-, церковь «New Life Church» (информация из личного сайта Уолла), занимался переводом Библии. Христианство Уолла повлияло и на язык Perl, который он придумал, так само название взято из (Мф. 13:46), названия некоторых функций также взято из Священного Писания. О своей вере Уолл говорил открыто говорил на различных конференциях, так он напрямую заявил о ней заявил на конференции «Perl Conference» в августе 1997 года; программист, знаменит как создатель языка Perl)

 

 

Химия:

 

Р. Бойль (1627-1691, англиканин (предположительно), активно занимался миссионерством, учредил «Лекции Бойля», целью которой была защита христианской веры от «печально известных неверных, а именно атеистов, деистов, язычников, иудеев и мусульман»; один из основателей современной химии, автор закона Бойля-Мариотта.)

М.В. Ломоносов (1711-1765, православный, в своем «Явлении Венеры» ученый показывает разность задач религии и науки, ученый также написал стихотворения: «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великаго северного сияния»; придумал свою теорию молекулярно-кинетическую теорию тепла, заложил основы физической химии, обнаружил наличие атмосферы у Венеры, вместе с Брауном первый получил ртуть в твердом состоянии, изобрел первый прототип вертолета (независимо от Л. Давинчи).)

А. Лавуазье (1743-1794, католик, защищал христианскую веру от людей, в своих нападках апеллирующих к науке; биограф Эдуард Гримо сообщает о нем: «Он твердо держался за свою веру». Эдварду Кингу, который послал ему свою дискуссионную работу Лавуазье отвечал: «Защищая откровение и Священное Писание, Вы поступаете благородно, и весьма удивительно, что для защиты Вы используете то же оружие, которое когда-то использовали для нападения»; биолог и химик, он придумал название для кислорода, водорода и кремния. Помог в создании метрической системы, помог реформировать химическую номенклатуру, записав первый список химических элементов. Одно из его открытий не смотря на то, что материя может изменять свою форму, её масса остается постоянной (закон сохранения массы). Исследовал состав воды и воздуха, которые в его время считались одноэлементными, Лавуазье показал, что вода состоит из водорода и кислорода, а воздух из азота и кислорода. В биологии, ученый впервые использовал калориметр для измерения нагревания, производимого дыханием морской свинки.)

Дж. Дальтон (1766-1844, квакер; вел благопристойную и скромную жизнь; разработал современную атомную теорию, исследовал дальтонизм, явление, названное в честь ученого. Сформулировал закон Дальтона, о сумме парциальных давлений).

Ж. Дюма (1800-1884, католик, был верующим человеком на протяжении всей жизни; защищал христианскую веру от нападок материализма, примеры этого могут быть найдены в его многочисленных выступлениях: в обращении к Берарду, памятной речи, посвященной Фарадею, и во многих других его речах; химик, основоположник органической химии. Получил способ определения атомной и молекулярной массы. Разработал объемный способ («метод Дюма») определения количества азота в органических соединениях. Установил, что жиры являются сложными эфирами, установил состав ацетона, заложил представления о классе спиртов, выдвинул первую теорию типов. Установил существование ряда муравьиной кислоты (первого гомологического ряда в органической химии), определил эмпирическую формулу индиго.)

Г. Эртль (1936-..., христианин, в немецкоязычном журнале Cicero приводиться интервью ученого за 21 ноября 2007 года, в котором содержаться следующие его слова (дословно): «О, да, я верю в Бога (...) Я христианин и стараюсь жить как христианин (...) я читаю Библию очень часто и стараюсь её понять»; работает в области химии поверхностей, в 2007 году получил Нобелевскую премию по химии за исследования химических процессов на твёрдых поверхностях. Герхард в 2011 году был избран иностранным членом Российской академии наук.)

Р. Смолли (1943-2005, христианин, Смолли обратился в христианство незадолго перед смертью (несколько лет), но в отличии от других, он стал придерживаться христианского мировоззрения последовательно. Ученый был старо-земельным креационистом, в одном из своих писем ученый пишет «Недавно я вернулся в церковь, сосредоточившись на понимании того, что делает Христианство столь жизненным и влиятельным в жизнях миллиардов людей сегодня, когда прошло уже 2000 дет со дня смерти и воскресения Христова. Хотя я подозреваю, что никогда полностью это не пойму, сейчас я склонен полагать, что ответ весьма прост: оно истинно. Бог создал Вселенную 13.7 млрд. лет назад и с тех пор необходимость вовлекла Его в дела его творений. Цель Вселенной наверняка знает лишь Бог, но необычайно быстро современная наука начинает понимать, что Вселенная была невероятно тонко настроена для появления жизни. Каким-то образом, мы крайне необходимо вовлечены в Его замысел. Наша работа по мере сил, осмыслить этот замысел, любить друг друга, и помогать Ему все закончить»; ученый писал: (работа Тихомира Дмитрова «50 Nobel Laureates and Other Great Scientists Who Believe in God») «Эволюция только что получила смертельный удар. После прочтения «Происхождения жизни», с моей квалификацией в химии и физике, невозможность эволюции совершенно ясна. Новая книга «Кто такой Адам?» - серебряная пуля, которая убьет эволюционную модель.». В своей речи в университете Тускеги, он упомянул о борьбе между креационизмом и эволюционизмом и заявил: «Груз доказательства лежит на тех, кто не верит, что «Бытие» право, и было творение, и Создатель до сих пор вовлечен; химик и физик, получил Нобелевскую премию по химии 1996 года за «открытие новой формы углерода фуллеренов». Его иногда называют «отцом современных нанотехнологий» (так он назван в одной из резолюций Сената США).)

 

 

Биология:

 

К. Линней (1707-1778, лютеранин, первым классифицировал человека как биологический вид, при этом ученый писал, что верит в существовании души у животных и утверждал, что разница между человеком и животном в благородстве; определил понятие биологического вида, основал современную таксономию, помог биологии стать полноценной наукой. Поставил вопрос о происхождении человека в естественнонаучную плоскость.)

У. Кёрби (1759-1850, англиканин (предположительно); главная работа ученого - «Monographia Apum Angliae», цель написания им этой книги была вместе и научной и религиозной, в одном из писем 1800 года Кёрби пишет: «Автор Писание есть также и автор Природы: и видимый мир своими типами и символами провозглашает те же истины, что Библия словами. Это делает естествоиспытателя религиозным человеком направляя его внимание на славу Господню, о которой он может свидетельствовать в своих работах, и в своих исследованиях живых существ видеть милость Господню пусть это будет в некоторой мере плодом моих трудов»; Основатель энтомологии.)

Ж. Кювье (1769-1832, лютеранин; был верующим человеком на протяжении всей жизни, посещал церковные службы. Сыграл важную роль в открытии парижского библейского общества в 1818 году, в котором был вице-президентом. С 1822 года, и до своей смерти в 1832 году, Кювье был Великим Магистром протестантского факультета богословия во французском Университете; натуралист и зоолог, был важнейшей фигурой среди естественнонаучных исследователей начала XIX века. Сравнивал современных животных с окаменелыми ископаемыми. Он известен как человек, установивший факт вымирания, как самый влиятельный сторонник теории катастрофизма в XIX веке.)

Г. Мендель (1822 (июль)-1884, католик, монах-августинец; Основал генетику, показав, что наследственность определенных особенностей гороха (Георг вырастил для этих целей около 29,000 растений гороха в монастыре Святого Фомы в Брно) образует определенную структуру, которая сейчас известна под названием законов Менделя. Кроме того, как ученый Мендель исследовал астрономию и метеорологию, основав «Австрийское метеорологическое общество» в 1865 году. После работы с горохом, Мендель начал заниматься животными, пчелами, но не смог описать их наследственность. Он также описал новый вид растений, который впоследствии был назван в его честь.)

Л. Пастер (1822 (декабрь)-1895, католик, автор высказывания: «Малое количество знаний удаляет от Бога, большие знания приближают к Нему»; один из главных основоположников медицинской биологии, совершил прорыв в понимания причин и способов профилактики различных болезней, создал первые вакцины против сибирской язвы и бешенства, открыл молекулярную причину асимметричности некоторых кристаллов, придумал технологию пастеризации.)

В.А. Хавкин (1860-1930, иудей, сионист, написал «Призыв к ортодоксии», в котором убеждал евреев в необходимости соблюдения заповедей, критиковал «просвещенных» евреев за пренебрежение к еврейскому религиозному закону; завещал свое состояние на помощь ешивам; создатель первых вакцин против чумы и холеры.)

Л. Войно-Ясенецекий (1877-1961, православный, архиепископ (с 1946 года), канонизирован Русской православной церковью в сонме мучеников и исповедников Российских; о мировоззрении Войно-Ясенецкого известно в том числе и из его писем сыну Михаилу: « в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять.» или « если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом и любящих его.»; медик, написал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая стала настольной книгой врачей. Ученый также внес вклад и в анестезиологию, своей монографией «Регионарная анестезия», им было впервые описано обезболивание тройничного нерва путём введения этилового спирта непосредственно в стволы его ветвей, а также в гассеров узел.)

Ф. Доброжанский (1900-1975, православный, но его личные убеждения остаются загадкой, он не сомненно был человеком верующим, но, например, его ученик Франциско Аяла утверждает, что ученый «не верил в личного Бога и жизнь после смерти». Однако известный биолог Эрнст Майер говорил прямо обратное, в журнале «Sceptic» приводится его высказывание: «С другой стороны, многие эволюционисты, такие как Доброжанский, верили в личного Бога». Сам ученый считал, что Бог творил посредством эволюции, позиция, которую можно охарактеризовать как теистический эволюционизм. В 1972 году Доброжанский получил степень почетного доктора богословия от Свято-владимирской семинарии в Крествуде; этнолог, один из основателей синтетической теории эволюции. Его работа «Генетика и происхождение видов» по праву считается одним из самых значительных трудов по синтетической теории эволюции.)

Дж. Экклс (1903-1997, католик; в написанной А.Г. Карзмаром биографии ученого есть следующие строки: «Хотя Экклс и не всегда был воцерковленным католиком, теистом и духовным человеком он был, ученый верил, что «Над нами есть Божественное Провидение, и оно выше материалистических событий биологической эволюции»»; в своей книге «Понимание мозга» ученый предложил следующее разрешение проблемы мозга-разума, он, как и Карл Поппер, ушёл от монизма, и поделил мир на три: в первом мире находятся физические объекты и состояния (Биология), во втором состояния сознания (Опыт: восприятия, мышления, эмоций, намерений, памяти, снов, творческого воображения), в третьем мире знания в объективном смысле (Философия, теология, наука, история, литература, технологии); Экклсу также приписывают следующее высказывание: «Я вынужден думать, что существует нечто подобное сверхъестественному началу моего уникального, сознающего себя духа и моей уникальной души Идея сверхъестественного творения помогает мне избежать очевидно нелепого умозаключения о генетическом происхождении моего уникального «Я».»; нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по Медицине за 1963 год. За открытия, касающиеся ионных механизмов возбуждения и торможения в периферических и центральных участках нервных клеток.)

Э. Чейн (1906-1979, ортодоксальный иудей; сомневался в дарвиновской теории эволюции, так, Кларк в своей работе «The Life of Ernst Chain: Penicillin and Beyond» цитирует ученого: «На протяжении многих лет я часто говорил о том, что спекуляции по поводу происхождения жизни не служат никакой полезной цели, ведь даже самая примитивная живая система слишком сложна, чтобы понять её в чудовищно примитивных терминах, которые используют ученые в своих попытках объяснить необъяснимые события, случившиеся миллиарды лет назад», в той же книге цитируется высказывание ученого по поводу одной работы позитивиста Жака Монода: «написал [Монод] полу-философскую книгу, посвященную предмету, к которому часто обращались; он и Крик главные представители позитивистско-материалистической философии, согласно которой, все стороны жизни можно описать в относительно простых психо-химических категориях. Мне всегда казалось, что этот подход показывает громадное невежество в биологии людей, выдвигающих столь примитивные идеи.»; детей своих воспитывал в иудейской вере; в 1965 году выступил с речью «Почему я иудей» ; лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1945 года за «открытие пенициллина и его целебного воздействия при различных инфекционных болезнях», считается одним из основателей антибиотической революции.)

Б. Блумберг (1925-2011, иудей, учился в иешиве, посещал талмудическую школу до конца своей жизни; лауреат Нобелевской премии по Медицине 1976 года за открытие Вакцины от гепатита B, снизившей заболеваемость от болезни для детей в Китае с пятнадцати до одного процента в течении десяти лет. Джонатан Чернов сказал о нем, что «Блумберг предотвратил смертей от рака больше, чем любой из живущих людей на планете»).

Жером Лежен (1926-1994, католик, активно выступал против абортов; был членом Папской Академии Наук и Академии моральных и политических наук; католическая Церковь присвоила ему титул «Слуга Божий»; один атеистический ученый (имя неизвестно) в статье «Материализм о начале жизни» написал о Лежене: «Профессор Лежён был католиком и из научных фактов он делал идеалистические выводы. Например, он утверждал, что момент зачатия - это не только соединение информации с целью создания новой жизни, это ещё и возникновение новой, бессмертной души, данной самим Богом»; медик, генетик, дал объяснение синдрому Дауна, связав его с хромосомной аномалией, также описал синдром кошачьего крика, который иногда называют «синдром Лежена». Ученый также дополнил понятие кариотипа и объяснил недоразвитие нервной трубки плода. Впервые описал клональную эволюцию у ребенка с синдромом Дауна и лейкемией.)

Р. Беккер (1945-, пятидесятник, согласно статье в журнале «Prehistoric Planet», Беккер - христианский проповедник, который не видит конфликта между наукой и верой. Но ученый не стоит на креационистских позициях, ссылаясь на Августина, он предостерегает людей от буквального прочтения первой главы книги Бытия. Палеонтолог, Беккер стоял за «ренессансом динозавров», который последовал вслед за его одноименной статьей в журнале «Scientific American». По сути, это была научная революция мелкого масштаба.)

Ф. Коллинз (1950-, христианин евангельской веры, называет себя «серьезным христианином», в вопросе о происхождение жизни придерживается теистической эволюции; руководитель проекта по расшифровке генома человека.)

 

 

Физика:

 

Г.Галилей (1564-1642; католик; «Священное Писание не может ни в каком случае утверждать ложь или ошибаться; изречения его абсолюты и непреложно истинны»; Опроверг аристотелевскую физику. Первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел. Заложил основы классической механики, основывая её на экспериментальном методе, за что его часто называют «отцом современной физики»).

Б.Паскаль (1623-1662, католик-янсенист, религиозный философ, Паскаль защищал христианскую веру, спорил с Декартом, спорил с атеистами своего времени, порицал казуистику иезуитов, которые оправдывали пороки высшего общества (в «Письмах к провинциалу»), автор многочисленных размышлений на философские и религиозные темы; написал произведение «Мысли о религии и других предметах», собрание идей в защиту христианства от критики со стороны атеистов в которое входит знаменитое «пари Паскаля»; создал счетную машину-арфмометр. Опытным путем опроверг в то время господствующую аксиому, воспринятую от Аристотеля о том, что природа «боится пустоты», одновременно сформулировал основной закон гидростатики. В переписке с Ферма заложил основы теории вероятностей. Он также стоит у истоков проективной геометрии и математического анализа).

И.Ньютон (1643-1727, англиканин, взгляды близки к ереси арианства; Ньютон исследовал Библию, и своим трудом «Principia Mathematica» надеялся побудить мыслящего человека поверить в Бога; автор «математических начал натуральной философии», открыл дифференциальное и интегральное исчисление, основал классическую механику).

М. Мопертюи (1698-1759, католик, философ, Вольтер написал против него множество сатир, например «Доктор Акакий, папский лекарь», перед смертью ученый признал, что христианство «ведёт человека к величайшему благу при помощи величайших возможных средств».; ввел в механику понятие принципа наименьшего действия, причем сразу указал на его универсальную природу. Был первопроходцем в генетике, в частности некоторые находят, что его взгляды способствовали становлению теории эволюции и естественного отбора).

Л. Гальвани (1737-1798, католик; изучал богословие, хотел связать свою жизнь с Церковью, но выбрал путь науки; о глубокой религиозности Гальвани говорит его биограф профессор Вентуроли; в 1801 году об ученом пишет другой его биограф, Алиберт: «можно добавить, что, в своих публичных демонстрациях, он никогда не завершал свои лекции без призыва к свои слушателям к обновлению веры, всегда обращая их внимание на идею вечного Провидения, которое развивает, сохраняет и заставляет жизнь литься среди многих других видов вещей»; одним из первых исследовал электрофизиологию и «животное электричество». В честь него был назван феномен «гальванизм»).

А. Ампер (1775-1836, католик; ученому приписывают следующее высказывание: «Учись, исследуй земное это обязанность мужа науки Одной рукой исследуй природу, а другою, как за одежду отца, держись за край Божией ризы»; в 18 лет ученый считал, что в его жизни было три кульминационных момента: «Первое причастие, прочтение работы Антуана Томаса «хвалебная речь Декарту», и взятие Бастилии»; когда умерла его жена, Ампер выписал две строфы из Псалмов и молитву «О Господе, Боже Милостивый, соедини меня на Небесах с теми, кого ты разрешил мне любить на Земле», в то время его обуревали сильные сомнения, и в свободное время ученый читал Библию и Отцов Церкви ; физик и математик; в электродинамике: установил правило для определения направления действия магнитного поля на магнитную стрелку («правило Ампера»), обнаружил влияние магнитного поля Земли на движущиеся проводники с током, открыл взаимодействие между электрическими токами, сформулировал закон этого явления («закон Ампера»). Внес вклад в развитие теории магнетизма: открыл магнитный эффект соленоида. Ампер был и изобретателем, именно он придумал коммутатор и электромагнитный телеграф. Ампер внес вклад и в химию, своими совместными работами с Авогадро).

Х.Эрстед (1777-1851, лютеранин (предположительно), в своей речи 1814 года, озаглавленной Развитие науки, понимаемое как задача религии (эту речь ученый поместил в свою книгу «The Soul in Nature», в ней он пишет, что данное выступление включает в себя многие идеи, которые более развиты в других частях книги, но здесь они представлены как единое целое), Эрстед утверждает следующее: «мы попытаемся установить наше убеждение о существующей гармонии между наукой и религией, показав, как человек науки должен смотреть на свои занятия, если он понимает их правильно, а именно, как на задачу религии». Далее идет длинное рассуждение, которое можно найти в книге; физик и химик, открыл, что электрический ток создает магнитное поле. Первый современный мыслитель, который подробно описал и назвал мыслительный эксперимент. Работы Эрстеды явились важным шагом на пути к унифицированному понятию энергии).

М.Фарадей (1791-1867; протестант, церковь Шотландии, после женитьбы служил дьяконом и церковным старостой в одном из домов собраний своей юности, исследователи отмечают, что «сильное чувство согласия между Богом и природой пропитывало собой всю его жизнь и работу»; внес вклад в электромагнетизм и электрохимию. Считается лучшим экспериментатором и одним из самых влиятельных ученых в истории науки. Открыл бензол. Заметил явление, названное им диамагнетизмом. Открыл принцип электромагнитной индукции. Изобретение им электромагнитных вращателей послужило основой для электродвигателя. В том числе благодаря его усилиям электричество стало использоваться в технологиях).

Д.Стокс (1819-1903, (предположительно) англиканин, в 1886 году стал президентом Института Виктории (Victoria Institute), целью которого было дать ответ эволюционному движению 60х годов, в 1891 Стокс выступил с лекцией в этом институте, также был президентом Британского и Зарубежного (Foreign) Библейского общества, активно занимался миссионерскими проблемами, он говорил «Я не знаю никаких здравых выводов науки, которые бы противоречили христианской религии»; физик и математик, автор теоремы Стокса, внес значительный вклад в развитие гидродинамики, оптики и математической физики).

Дж. Джоуль (1818-1889, англиканин (предположительно), Джоуль писал: «Феномен природы, будь то механическая, химическая, жизненная, почти полностью продолжительно переходит сама в себя. Таким образом, поддерживается в порядок ничто не выведено из строя, ничто не потеряно навечно, но весь механизм, как он есть, работает гладко и гармонично весь управляем Божьей волей»; был одним из ученых, подписавших «Декларацию студентов Естественных и физических наук», написанной в ответ на волну Дарвинизма, пришедшую в Англию; Сформулировал первый закон термодинамики, открыл Закон Джоуля о мощности тепла при протекании электрического тока. Первым посчитал скорость молекул газа. Вычислил механический эквивалент тепла).

В. Томпсон, лорд Кельвин (1824-1907, пресвитерианин, на протяжении всей жизни был набожным человеком, каждый день посещал церковь. Как видно из выступления ученого в «Christian Evidence Society» (организация, созданная, чтобы побороть атеизм в викторианском обществе), Томпсон считал, что его вера помогает ему познавать действительность, информирует его. В широком смысле этого слова, ученый был креационистом, однако он ни в коем случае не был «геологом потопа», можно сказать, что он поддерживал взгляд, известный как теистическая эволюция. Часто открыто не соглашался с последователями Ч. Дарвина, вступал с ними в споры; математический физик и инженер. Сформулировал первый и второй законы термодинамики, помог унифицировать возникающие дисциплины в физике. Он догадался, что существует нижний предел температуры, абсолютный ноль. Известен также как изобретатель, автор около 70 патентов).

Дж. Максвелл (1831-1879, христианин (евангелической веры), в конце жизни стал церковным старостой в Церкви Шотландии; в детстве посещал богослужения как в Церкви Шотландии (деноминация его отца) так и в Епископальной Церкви (деноминация его матери), в апреле 1853 года ученый обратился в евангельскую веру, из-за чего стал придерживаться антипозитивистских взглядов; физик, основное достижение которого состояло в формулировке классической теории электромагнетизма. Таким образом, он объединил до этого раздельные наблюдения, эксперименты и уравнения в электричестве, магнетизме и оптике в единую теорию. Уравнения Максвелла показывают, что электричество, магнетизм и свет есть одно и то же явление. Эти его достижения были названы «Вторым величайшим объединением в физике» (после работ И. Ньютона). Ученый также помог разработать распределение Больцмана-Максвелла, которая есть статистическое средство описания некоторых аспектов в кинетической теории газов. Максвелл также известен, как человек, создавший первую долговечную цветную фотографию в 1861 году).

Дж. Флеминг (1849-1945, конгрегационалист, Флеминг был креационистом и отвергал идеи Дарвина, считая их атеистическими (из книги Флеминга «Evolution or Creation?»). В 1932 году он помог основать «Движение против эволюции» («Evolution Protest Movement»). Флеминг однажды проповедовал в лондонской церкви Святого Мартина «что в полях», и проповедь его была посвящена свидетельству Воскресения. Большую часть своего наследства ученый завещал христианским благотворительным организациям, большая часть которых помогала нищим. Физик и инженер, считается отцом современной электротехники. Сформулировал два известных физике правила: левой и правой руки. Изобрел так называемую лампу Флеминга («Fleming valve»))

Д. Томсон (1856-1940, англиканин, Рэймонд Сиджер в своей книге «J. J. Thomson, Anglican» утверждает следующее: «Как профессор, Томпсон посещал вечернюю воскресную службу университетской часовни, и как глава университета, утреннююБолее того, он проявлял интерес к Тринити Миссии в Кэмбервелле. С уважением к своей личной религиозной жизни, Томпсон неизменно молился каждый день, и читал Библию перед сном. Он действительно был верующим христианином!»; физик, открыл электрон и изотоп. Лауреат Нобелевской премии по физике 1906 года за «открытие электрона и заслуги в области теоретических и экспериментальных исследований проводимости электричества в газах». Ученый также изобрел масс-спектрометр, открыл естественную радиоактивность у калия и показал, что водород имеет лишь один электрон на атом, в то время как предыдущие теория допускали множество электронов у водорода.)

М. Планк (1858-1947, католик (обратился за шесть месяцев до смерти), до этого - глубоко религиозный деист; в своей работе «Религия и естествознание» ученый написал (цитата проведена с контекстом, с начала абзаца: «При таком совпадении следует, однако, обратить внимание на одно принципиальное различие. Религиозному человеку Бог дан непосредственно и первично. Из Него, Его всемогущей воли исходит вся жизнь и все явления как телесного, так и духовного мира. Хотя Он и непознаваем разумом, но тем не менее непосредственно проявляет себя через посредство религиозных символов, вкладывая свое святое послание в души тех, кто, веруя, доверяется Ему. В отличие от этого для естествоиспытателя первичным является только содержание его восприятий и выводимых из них измерений. Отсюда путем индуктивного восхождения он пытается по возможности приблизиться к Богу и Его миропорядку как к высшей, вечно недостижимой цели. Следовательно, и религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце»; основоположник квантовой физики, из-за чего стал лауреатом Нобелевской премии по физике 1918 года. Сформулировал постулат Планка (радиация темный тел), выражение для спектральной плотности мощности излучения абсолютно чёрного тела.)

Пьер Дюгем (1861-1916, католик; часто спорил с Марселем по поводу религиозных взглядов; Д. Д. ОКоннор и Е.Ф. Робинсон в биографии Дюгема утверждают, что его религиозные взгляды сыграли большую роль в определении его взглядов научных; ученый также занимался философией науки, в свое главной работе он показал, что начиная с 1200 года наука не игнорировалась, и что Римо-Католическа Церковь поощряла развитие Западной науки.; известен своими работами по термодинамике (отношение Гиббса-Дюгема, уравнение Дюгема-Маргулеса), также внес вклад в гидродинамику, теорию упругости).

У. Брэгг (1862-1942, англиканин (возможно, англо-католик), дочь Брэгга, писала о вере ученого (из М. Гвендолен, «William Henry Bragg (1862 - 1942): Man and Scientist»): «Для У. Брэгга религиозная вера было готовность поставить все на гипотезу, что Иисус Христос был прав, и проверить это экспериментом по совершению дела милосердия на протяжении всей жизни Чтение Библии было обязательным. Брэгг часто говорил, что «если у меня вообще есть какой-либо стиль письма, то это все из-за того, что я был воспитан на Авторизованной Версии [Библии]». Он знал Библию и мог обычно выдать «главу или стих». Молодой профессор У. Брэгг стал церковным старостой в Церкви св. Иоанна в Аделаиде; он также получил разрешение проповедовать; физик, лауреат Нобелевской премии 1915 года за «заслуги в исследовании кристаллов с помощью рентгеновских лучей». Брэгг также создал первый прибор для регистрации дифракционной картины. Вместе с сыном он разработал основы метода определения структуры кристаллов по дифракционной картине рентгеновских лучей.)

А. Комптон (1892-1962, пресвитерианин, Рэймонд Сиджер в своей статье «Compton, Christian Humanist», опубликованной в журнале «The Journal of the American Scientific Affiliation» пишет следующее: «Вместе с тем как Артур Комптон взрослел, расширялся и его кругозор, но это всегда был четки христианский взгляд на мирНа протяжении всей жизни ученый был активен в делах церкви, начиная с преподавания в воскресной школе и работы церковным старостой, заканчивая должности в «Presbyterian Board of Education»Комптон верил, что основная проблема человечества, вдохновляющий смысл жизни, лежит вне науки; по информации журанла «Times» за 1936 год, ученый некоторое время был диаконом в Баптисткой Церкви; физик, за открытие «эффекта Комптона» был удостоен Нобелевской премии 1927 года. Изобрел метод демонстрации вращения Земли.)

Ж. Леметр (1894-1966, католический священник (с 1923 года), окончил иезуитский колледж и католический университет Лувена, где получил образование в рамках классической томистской философии. С 1936 года член Понтификальной Академии Наук, президентом которой стал в 1960. Леметр считал, что вера может быть преимуществом для ученого[19]: «По мере того, как наука проходит простую стадию описания, она становится истинной наукой. Также она становится более религиозной. Математики, астрономы и физики, например, являются очень религиозными людьми, за немногими исключениями. Чем глубже они проникают в тайну вселенной, тем глубже становится их убеждение, что сила, стоящая за звездами, электронами и атомами, есть закон и благость»; космолог, является автором теории расширяющейся Вселенной, Леметр первым сформулировал зависимость между расстоянием и скоростью галактик и предложил в 1927 году первую оценку коэффициента этой зависимости, известную ныне как постоянная Хаббла. Теория Леметра об эволюции мира начиная с «первоначального атома» иронично была названа «Большим взрывом» Фредом Хойлом в 1949 году. Это название, «Большой взрыв», исторически закрепилось в космологии).

В. Гейзенберг (1901-1976, лютеранин, хотя, к концу жизни его считали мистиком, так как его взгляды на религию не были ортодоксальными; лауреат Нобелевской премии 1932 года за создание квантовой механики. В 1927 году ученый опубликовал свой принцип неопределенности, который принес ему всемирную известность).

Н. Мотт (1905-1996, христианин, приводим высказывание ученого по цитате Э.А. Дэвиса «Nevill Mott: Reminiscences and Appreciations»: «Я верю в Бога, который может ответить на молитвы, которому мы можем довериться и без которого жизнь на Земле была бы бессмысленной (сказкой, рассказанной умалишенным). Я верю, что Бог открыл Себя нам многими путями, через многих мужчин и женщин, и для нас, живущих на Западе, понятнейшее откровение через Иисуса Христа и тех, кто за ним последовал»; в 1977 году получил Нобелевскую премию по физике за «фундаментальные теоретические исследования электронной структуры магнитных и неупорядоченных систем».)

Н.Н. Боголюбов (1909-1992, православный; А.Н. Боголюбов пишет о нём: «Вся совокупность его знаний была единым целым, и основу его философии составляла его глубокая религиозность (он говорил, что нерелигиозных физиков можно пересчитать на пальцах). Он был сыном православной церкви и всегда, когда ему позволяло время и здоровье, он ходил к вечерне и к обедне в ближайшую церковь»; Доказал теорему «об остроте клина», создал совместно с Н.М. Крыловым теорию нелинейных колебаний. Создал последовательную теорию сверхпроводимости. В теории сверхтекучести вывел кинетические уравнения. Предложил новый синтез теории Бора квазипериодических функций).

Б.В. Раушенбах (1915(январь)-2001, православный; в одном из интервью ученый сказал: «Но ведь научного мировоззрения не бывает, это чушь и собачий бред! Наука и религия не противоречат друг другу, напротив  дополняют. Наука  царство логики, религия  внелогического понимания. Человек получает информацию по двум каналам. Поэтому научное мировоззрение  обкусанное мировоззрение, а нам нужно не научное, а целостное мировоззрение. Честертон сказал, что религиозное чувство сродни влюбленности. А любовь не побить никакой логикой. Есть другой аспект. Возьмем приличного, образованного атеиста. Сам того не понимая, он следует установлениям, которые возникли в Европе в последние две тысячи лет, то есть христианским правилам»; физик-механик, один из основоположников российской космонавтики. Провел уникальную работу по фотографированию обратной стороны луны. Под его руководством были созданы системы ориентации и коррекции полёта межпланетных автоматических станций «Марс», «Венера», «Зонд», спутников связи «Молния», автоматического и ручного управления космическими кораблями, пилотируемыми человеком.)

Ч. Таунс (1915(июль)-; протестант(Объединенная Церковь Христа); в своем интервью журналу «The Guardian» за 2005 год, ученый сказал, что «был воспитан Христианином, и в то время, как мои идеи менялись, я всегда чувствовал себя религиозным человеком», в том же интервью Таунс заявил следующее: «Что такое наука? Наука есть попытка понять как работает Вселенная, включая человеческий род. Что такое религия? Она есть попытка понять назначение и смысл Вселенной, включая род человеческий. Если существует это назначение и смысл, тогда оно должно быть взаимосвязано со структурой Вселенной и тем, как она работаетПоэтому вера должна научить нас чему-то в науке и наоборот»; один из создателей квантовой электроники, в 1964 году получил Нобелевскую премию по физике за «фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию излучателей и усилителей на лазерно-мазерном принципе». В 1969 году совместно с другими учеными открыл т.н. «мазерный эффект» (излучение космических молекул воды на длине волны 1,35 см.), совместно с коллегой первым посчитал массу черной дыры в центре нашей галактики. Ученый также внес вклад и в нелинейную оптику: обнаружил вынужденное рассеяние Мандельштама Бриллюэна, ввел представление о критической мощности пучка света и явлении самофокусировки, экспериментально наблюдал эффект автоколлимации света.)

А. Шавлов (1921-1999, методист, Генри Маргено в своей книге «Cosmos, Bios, Theos: Scientists Reflect on Science, God, and the Origins of the Universe, Life, and Homo sapiens» приводит следующее высказывание ученого: «И вижу необходимость в Боге как во Вселенной, так и в своей жизни»; когда ученого спросили, является ли он человеком религиозным (Дэнис Брайан,,1995. «The Voice of Genius: Conversations with Nobel Scientists and Other Luminaries»), то он ответил: «Да, я был воспитан протестантом и я был в нескольких деноминацияхЯ хожу в церковь, в очень хорошую методистскую церковь.»; ученый также заявлял о том, что он ортодоксальный протестант; физик, получил Нобелевскую премию по физике 1981 года за «вклад в развитие лазерной спектроскопии». Помимо оптики, Шавлов также исследовал такие области физики как сверхпроводимость и ядерный магнитный резонанс.)

Ф. Дайсон (1923-, христианин без деноминации, хотя взгляды Дайсона можно охарактеризовать как агностицизм (в одной из своих книг он написал, что не считает себя верующим христианином, но лишь практикующим и заявил, что не видит смысл в теологии, которая заявляет, что знает ответы на фундаментальные вопросы), ученый энергично не соглашается с редукционизмом, так, в своей темпелтоновской лекции, Дайсон сказал: «Наука и религия есть два окна, в которые люди смотрят, пытаясь понять Вселенную, понять почему они здесь находятся. Эти два окна открывают различный вид, но они направлены на одну и ту же Вселенную. Ни один из них не полон, оба они односторонни. Оба исключают существенные части реального мира. И оба они заслуживают уважения. Проблемы возникают, когда религия или наука заявляют, что все в мире им подведомственно»; теоретический физик и математик, известный своими работами по квантовой электродинамики, астрономии и ядерной инженерии).

А. Хьюиш (1924-, христианин, из письма Т. Дмитрову, автору книги «50 Nobel laureates and other great scientists who believe in God» в ответ на вопрос «Что Вы думаете о существовании Бога?»: «Я верю в Бога. Мне представляется бессмысленной та мысль, что вселенная и наше существование лишь случайность космического масштаба и что жизнь возникла в результате беспорядочных физических процессов, просто потому что для этого сложились благоприятные условия. Как христианин, я начинаю понимать смысл жизни благодаря вере в Творца, Чья природа отчасти открылась в Человеке, рожденном 2000 лет назад»; в 1974 году удостоен Нобелевской преммии по физике за «определяющую роль в открытии пульсаров».)

А. Салам (1926-1996, мусульманин общины ахмадитов; в своей нобелевской речи учёный цитирует Коран. Когда пакистанское правительство приняло поправку к конституции, объявляющей членов общины Ахмадия не-мусульманами, ученый в знак протеста покинул страну. В 1979 году получил Нобелевскую премию по физике за теорию объединения слабых и электромагнитных взаимодействий. Одними из его главный достижений были также: модель Пати-Салама, магнитный фотон, векторные мезоны, работа по суперсимметрии.)

А. Пензиас (1933-, иудей, в книге Джерри Бергмана «Arno A. Penzias: Astrophysicist, Nobel Laureate» приводится следующая цитата ученого: «Наилучшие данные, которые у нас имеются, представляют из себя то, что я бы сумел предсказать, имей я перед собой только Пятикнижие Моисеево, книгу Псалмов и Библию целиком»; в своих речах ученый часто говорил, что видит во Вселенной смысл, и указывал на нежелание научной среды принимать Теорию Большого Взрыва, так как она указывает на сотворение мира.; физик, за открытие реликтового излучения в 1976 году получил Нобелевскую премию по физике. С помощью мазера решил задачу увеличения точности настройки антенны.)

Дж. Тейлор (1941-, квакер, мировоззрении ученого известно из книги Иштвана Харгитая «Candid Science IV: Conversations with Famous Physicists», на вопрос «Не могли бы вы рассказать о своем отношении к религии?» ученый ответил следующим образом: «Мы с семьей активные члены религиозной общины «Друзья», то есть квакерской общины. Религия составляет важную часть нашей жизни (особенно для нас с женой; для наших детей в меньшей мере). Мы с женой часто проводим время с другими верующими нашей общины; это помогает нам лучше осознать свое отношение к жизни, напоминает о том, для чего мы на земле и что мы можем сделать для других. Квакеры это группа христиан, верящих в возможность непосредственного общения человека с Духом, Которого мы называем Богом. Размышление и самосозерцание помогает общаться с этим Духом и узнавать многое о себе и о том, как следует жить на земле. Квакеры считают, что войны не способны разрешить противоречия и что долговременные результаты достигаются путем мирного решения проблем. Мы всегда отказывались и отказываемся участвовать в войне, но готовы служить своей стране другими способами. Мы верим, что в каждом человеке есть нечто Божественное, поэтому человеческая жизнь священна. В людях нужно искать глубину духовного присутствия, даже в тех, с кем вы расходитесь во взглядах»; физик, награжден Нобелевской премией по физике 1993 года за «открытие нового типа пульсаров, давшее новые возможности в изучении гравитации».)

У. Филлипс (1948-, методист, один из создателей «Междуранродного обшества за Науку и Религию»; известен своим частым участие в диалоге «веры и науки»; в своей автобиографии на сайте Нобелевской премии Филлипс пишет: «В 1979 году, после того, как Джейн (жена ученого, прим. перев.) и я переехали в Гэсерсбург, мы присоединились к Объедененной Методистской ЦерквиНаши дети были для нас неисчерпаемым источником благословения, приключения и вызова. На то время мы с Джейн старались найти новые работы, и появление детей требовало тонкого равновесия между работой, домом и церковной жизнью. Но так или иначе, наша вера и наша юношеская энергия провела нас через эти времена.»; физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1997 года за «создание методов охлаждения и улавливания атомов лазерным лучом».)

 

 

Математика:

 

Р. Декарт (1596-1650, католик, одной из причин написания его Размышлений была защита христианской веры, в частности в одной из глав Декарт по-новому сформулировал онтологическое доказательство бытия Бога, он также писал: «В каком-то смысле можно сказать, что, не зная Бога, нельзя иметь достоверного познания ни о чем»; математик, создал декартову систему координат).

П. Ферма (1601-1665, католик; математик, создатель теории чисел, автор Великой теоремы Ферма. Ученый сформулировал общий закон дифференцирования дробных степеней. Основал аналитическую геометрию (наряду с Декартом), применил её к пространству).

Г. Лейбниц (1646-1716, христианин, предположительно протестант; выступал и против богословской ортодоксии, и против материализма и атеизма; создал свое философское учение т.н. монадологию Лейбница, которая была близка к деизму и пантеизму; предосновал математический анализ и комбинаторику. Заложил основы математической логики. Сделал очень важный шаг к созданию ЭВМ, впервые описал двоичную систему исчисления. Был единственным человеком, свободно работающим как с непрерывными, так и с дискретными. Впервые сформулировал закон сохранения энергии. Создал механический калькулятор (вместе с Х.Гюггенсом)).

Л. Эйлер (1707-1789, христианин; верил в Боговдохновенность Писания, спорил с Денни Дидро о существовании Бога, написал апологетический трактат «Защита Божественного Откровения от возражений Вольнодумцев»; часто говорят, что с точки зрения математики XVIII век Эйлера, многие называют его величайшим математиком всех времен, Эйлер впервые увязал анализ, алгебру, тригонометрию, теорию чисел и др. отрасли математики в единую систему, перечисление всех его открытий поименно невозможно ввиду формата этой рубрики).

К. Гаусс (1777-1855, лютеранин; хотя Гаусс и не верил в личного Бога и считался деистом, можно утверждать о том, что он имел религиозное мировоззрение, к примеру, он верил в бессмертие души и жизнь после смерти; согласно Дуннингтону, Гаусс верил в бессмертного, праведного, всезнающего и всемогущего Бога; ученого часто называют Королем математики (лат. Princeps mathematicorum), это отражает его неоценимый и неохватный вклад в математику. Так в алгебре Гаусс дал строгие доказательства основной теоремы алгебры, открыл кольцо целых комплексных чисел, создал классическую теорию сравнений. В геометрии ученый внес вклад в дифференциальную геометрию, впервые занялся внутренней геометрией поверхностей: открыл характеристику поверхности (названную в его честь), доказал основную теорему поверхностей, Гаусс также создал отдельную науку высшую геодезию. Дуннингтон утверждал, что Гаусс первым начал изучать неевклидову геометрию, но боялся опубликовать свои результаты, сочтя их бессмысленными. В математическом анализе Гаусс создал теорию потенциала, занимался эллиптическими функциями. Интересовался ученый и астрономией, где изучал орбиты малых планет, нашел способ определения элементов орбиты по трем полным наблюдениям. Многие его ученики впоследствии стали великими математиками. Ученый также занимался физикой, где он развил теорию капиллярности и теорию систем линз, а также заложил основы теории электромагнетизма, сконструировал (совместно с Вебером) первый примитивный электрический телеграф).

Б. Больцано (1781-1848, католический священник, помимо своих научных исследований Больцано также занимался теологическими и философскими вопросами. Труды Больцано способствовали формированию строгих определений анализа, использующих «эпсилон» и «дельта». Во многих областях математики ученый был первопроходцем, опережал свое время: ещё до Кантора, Больцано исследовал бесконечные множества, при помощи геометрических соображений ученый получил примеры непрерывных, но нигде не дифференцируемых функций. Ученый выдвинул идею арифметической теории вещественного числа, в 1817 году доказал теорему Больцано-Вейерштрасса (независимо от последнего, который открыл её спустя полвека), теорему Больцано-Коши.)

О. Коши (1789-1857, католик; был близок к ордену Иезуитов, входил в Общество святого Викентия де Поля, часто у него возникали трудности с коллегами из-за своих взглядов; разработал основу математического анализа, впервые строго определил предел, непрерывность, производную, интеграл, сходимость ряда в математическом анализе ввел понятие сходимости ряда, создал теорию интегральных вычетов, заложил основы математической теории упругости, внес значительный вклад в другие области науки).

Ч. Бэббидж (1791-1871, англиканин (предположительно); убежденно защищал достоверность библейских чудес в эпоху, когда люди все сильнее отходили от христианского мировоззрения; является первым автором идеи создания вычислительной машины, которая в наши дни называется компьютером, разработал её проект.

У. Гамильтон (1805-1865, кальвинист; Ген Чэйз (Gene Chase) пишет следующее про теологию Гамильтона[17]: «В кальвинистском богословии Гамильтона, которую также исповедовал его друг Дж. Максвелл, Бог является создателем как Вселенной, так и управляющих ей законов. Это означает, что различные соотношения между материальными объектами, именуемые законами настолько же реальны, как и сами объекты. Как христианин, Гамильтон был уверен, что след Господа присутствует в любой части природы Этот «метафизический пыл», по словам его лучшего биографа в XX веке, Томаса Хопкинса, «подвинул его к решению задачи» по обобщению комплексных чисел до кватернионов». Де Морган пишет в некрологе ученому, что [18] «ему предлагали стать священником, но решил посвятить все свое время науке: рукоположение ему предлагали два епископа.»  математик, в первую очередь известен тем, что открыл кватернионы, создал основы векторного анализа и указал возможность получения дифференциальных уравнений движения, исходя из нового принципа, названного «принципом Гамильтона». Теоретически обосновал некоторые свойства двупреломляющих кристаллов с двумя оптическими осями, что было подтверждено экспериментально).

Ш. Эрмит (1822-1901, католик; под влиянием Коши вернулся к вере в 1856 году; исследовал класс ортогональных многочленов, открыл особые билинейные формы, которые были названы его именем, доказал трансцендентность числа e).

Б. Риман (1826-1866, лютеранин; для лучшего понимания Библии изучал филологию и теологию, хотел стать священником; по словам Дедекинда, по убеждению Римана суть религии заключалась в том, чтобы (если буквально переводить с немецкого): «ежедневно ответствовать за себя перед лицом Господа», математик, внес вклад в теорию определенных интегралов, предвосхитил общую теорию относительности, автор римановой геометрии, сформулировал до сих пор недоказанную гипотезу Римана).

П. Г. Тэт (1831-1901, христианин (деноминация неизвестна); вместе с физиком Бальфуром Стьюартом (Balfour Stewart) написал книгу «Невиданная Вселенная» («The Unseen Universe», 1875) для того, чтобы «на чисто научных основаниях опровергнуть материализм». Из-за того, что книга пользовалась интересом у публики Тэт написал продолжение - книгу «Парадоксальная философия» («Paradoxical Philosophy», 1878); математический физик и тополог, своими ранними работами по теории узлов положил начало топологии. В теории графов его имя известно по предложению Тэта. Также является автором работ по теории кватернионов: перевёл на кватернионный язык результаты Г. Гельмгольца, применил кватернионный анализ к проблеме движения идеальной жидкости; опубликовал (1867) «Элементарный трактат о кватернионах». В математической физике известен своим (1867) «трактатом по натуральной философии».)

Дж. Венн (1834-1923, священник англиканской Церкви (рукоположен в 1859 году), в 1883 из-за разногласий с ортодоксальным протестантизмом оставил священство, обнаружив, что не может следовать тридцати девяти законам Англиканской Церкви. Однако, сын Венна, Джон Арчибальд Венн писал, что отец позднее изменил свое мнение и будь поставленным перед тем же выбором во второй раз, остался бы священником. Впрочем, по словам сына математика, отец в течении всей своей жизни был человеком с искренними религиозными убеждениями; логик, расширил логику Буля, ввёл схематический способ представления множеств (т.н. диаграммы Венна). В своей работе «Логика случая» (1866), которую Чарльз Пирс назвал «книгой, которую следовало бы прочесть каждому мыслящему человеку», впервые использовал такие математические термины как «правило наследования» и «значение» («significance»), а также представил частотную теорию вероятностей).

Ч. Пирс (1839-1914, принадлежал к Епископальной церкви, Пирс помимо занятий наукой был философом, и о его взглядах известно из его философских работ. Пирс признавал реальность Бога, но не существование, причем словам «реальность» и «существование» он толковал по особому. Под «существованием» он имел ввиду (Дж. Бунчер, «Philosophical Writings of Peirce») «возможность реагировать с другими, подобно вещам в окружающей среде», учитывая такое толкование, можно утверждать, что Пирс верил в Бога, его взгляды полнее изложены в его работе «Забытый аргумент в пользу реальности Бога». Как философ Пирс также обосновывал свободу воли и бессмертие. Пирса иногда называли «Кантом американской философии»; математик (логик и статистик), в 1886 году ученый одним из первых осознал, что схемы электрических переключателей могут осуществлять логические операции. В своих работах Пирс предвосхитил многие открытия Георга Кантора. В 1880-81 годах показал, как Булева алгебра может работать, используя только один логический бинарный оператор (стрелка Пирса), опередив Шеффера на 33 года. В 1881 году, за несколько до Дедекинда ученый построил аксиоматику натуральных чисел.)

Г. Кантор (1845-1918, лютеранин, ученый верил, что его трансфинитные числа могут быть аргументов как против материализма так и против детерминизма, и был удивлен, когда узнал, что был единственным человеком в Галле, кто не придерживается детерминистской философии. Кантор отождествлял Абсолютную бесконечность с Богом, и считал, что его работа по трансфинитным числам напрямую была открыта ему самим Богом, который выбрал его, чтобы поведать о ней миру. Кантор вел переписку со многими христианскими богословами и философами по поводу своей математической работы, которая широко обсуждалась, она выходила за рамки чистой математики и становилась объектом для философского рассмотрения; математик, известный в первую очередь как изобретатель теории множеств. Доказал, что действительные числа нельзя пересчитать и установил важность взаимно-однозначного отображения одного множества на другое).

А. Уайтхед (1861-1947, платоник (религиозная принадлежность неизвестна); до I мировой войны ученый был агностиком, затем он вернулся к вере, не прикинув ни к одной христианской деноминации; в своей книге «Процесс и Реальность» защищает теистическое мировоззрение. Уайтхед отрицал дуализм между телом и разумом, что сближает его с восточными учениями, такими как Буддизм и Даосизм; совместно с Б. Расселом был автором фундаментального труда «Principia Mathematica».)

Д.Ф.Егоров (1869-1931, православный; арестован по делу «катакомбной церкви» из-за религиозных убеждений, умер в больнице; член-корреспондент АН СССР, автор теоремы Егорова, его семинар по математическому анализу положил начало московской школе теории функций вещественной переменной).

Э. Ландау (1877-1938, иудей; единственный профессор математики В Геттингене, посещавший городскую синагогу; придумал простое доказательство для теоремы о распределении простых чисел. Представил первый систематический подход к аналитической теории чисел. Также внес важный вклад в комплексный анализ. Г. Харди писал, что никто не был так страстно предан математике, как Ландау).

Н.Н.Лузин (1883-1950, православный, был подвергнут травле за религиозные убеждения в СССР, уклонился от руководства Московским математическим обществом; создатель дескриптивной теории множеств и функций, создатель московской математической школы).

К. Гёдель (1906-1978, лютеранин, дискутировал с Альбертом Эйнштейном, который придерживался пантеизма, пытаясь убедить ученого в существовании личностного Бога, так Гёделю утверждал следующее [14, страница 152]: «Бог Спинозы меньше, чем личность; мой Бог больше чем личность; поскольку Бог может играть роль личности. Могут существовать духи, которые не имеют тела, но могут общаться с нами и оказывать влияние на мир». О вере Гёделя свидетельствовала его жена, Аделе, которая через два дня после смерти сказала, что Гёдель хотя и «не посещал церковь, был религиозен и читал Библию в кровати каждое воскресное утро»[16, страница 116]. Согласно биографии ученого, написанной Хоа Вангом[13], который непосредственно знал Гёделя, невозможно отделить научный импульс Гёделя от связанных с ним научных вопросов, причём тот сам характеризовал свою философию как «рационалистическую, идеалистическую, оптимистическую и теологическую». Гедёль пытался по-новому подойти к онтологическому аргументу доказательства бытия Божия, сформулированному Ансельмом Кентерберийским. Для нового построения этого аргумента ученый использовал модальную логику; логик, сформулировал и доказал теорему о неполноте и о полноте, которая имела широкие последствия как для математики так и для философии, совершив тем самым переворот в логике. В области космологической теории Гёдель предложил модель вращающейся Вселенной.)

Р.Ауманн (1930-, ортодоксальный иудей, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года за работу по теории игр).

 

 

Признавая несовершенство нашего списка, мы были бы крайне признательно любым Вашим заметкам, исправлениям, любой Вашей критике. Для нас этот список открыт, и мы еще сделаем в не множество изменений и поправок, прежде чем он сможет стать чем-то надежным. Приветствуются и источники, которые мы в конечном итоге в список добавим.

 

Ученые, которые, вероятно, имели религиозное мировоззрение, но источники, которые бы сообщали об этом, мы не нашли:

Ш. Кулон (1736-1806, католик), А. Вольта (1745-1827, католик), Г. Ом (1789-1854, католик), О. Рейнольдс, А. Беккерель, Н.Е. Жуковский, Р. Милликен, Э. Шредингер, В. Паули (1900-1958, деист; часто критиковал современную эволюционную биологию.), А. Кастлер, П. Йордан, Э. Конклин, И.Г. Петровский, М. Шаль, Г. Герц, У. Рамзай, А. Кастлер; А. Флеминг, Х. Гюйгенс, В. Зворыкин, У. Гарвей, Дж. Рэй, Дж. Паркинсон, Б. Смит, Дж. фон Малер, А. Попов, Ж-Л. Леклерк, А. Кэли, А. Сэндидж.



Приложение

Нобелевские лауреаты по годам
1906 1909 1912 1915 1918
физика физика физиология и медицина физика физика
Джозеф Джон Томсон Гульельмо Маркони Алексис Каррель Сэр Уильям Лоренс Брэгг Макс Планк
 
1927 1932 1945 1963 1964
физика физика физиология и медицина физиология и медицина физика
Артур Холли Комптон Вернер Карл Гейзенберг Эрнст Борис Чейн Сэр Джон Кэрью Экклс Чарлз Хард Таунс
 
1974 1976(1) 1976(2) 1977 1979
физика физиология и медицина физика физика физика
Энтони Хьюиш Барух Самуэль Бламбер Арно Аллан Пензиас Сэр Невилл Франсис Мотт Абдус Салам
 
1981 1990 1993 1996 1997
физика физиология и медицина физика химия физика
Артур Леонард Шавлов Джозеф Эдвард Мюррей Джозеф Хотон Тейлор младший Ричард Смолли Уильям Дэниел Филлипс
 
2005 2007
экономика химия
Исраэль Роберт Джон Ауманн Герхард Эртль

В списке перечислены нобелевские лауреаты по годам: 1906, 1909, 1912, 1915, 1918, 1927, 1932, 1945, 1963, 1964, 1974, 1976 (2: медицина и физика), 1977, 1979, 1981, 1990, 1993, 1996, 1997, 2005, 2007.

 

 

Использованная литература:

 

1. Википедия.

2. Энциклопедия «The Catholic Encyclopedia».

3. Tihomir Dimitrov. «50 Nobel laureates and other great scientists who believe in God» (книга составлена в основном на материалах писем, статей и книг из Национальной библиотеки Болгарии, Biblioteca Comunale di Milano и австрийской национальной библиотеки).

4. Джон Дебешир. «Простая Одержимость». Москва, Астрель, 2010.

5. Статья «The 20 Most Brilliant Christian Professors» из интернет-ресурса «COLLEGE CRUNCH».

6. Henry Morris. «Men of Science, Men of God».

7. Статья Джерри Бергмана «Jewish Scientists who oppose Darwin» из интернет-ресурса «Answer in Genessis».

8. Макс Планк. «Религия и естествознание».
9. Альфред Уайтхед. «Процесс и реальность».
10. Justus Buchler, «Philosophical Writings of Peirce».
11. Sir John Ambrose Fleming. «Evolution or Creation?».
12. Статья «Rober T. Bakker: Legend of Paleontology» журнала «PREHISTORIC PLANET».
13. Wang H. «Reflections on Kurt Godel». MIT Press, 1987.
14. Wang H. «A Logical Journey: From G.del to Philosophy». MIT Press, 1996.
15. Кирьянов Дмитрий «Религиозно-философские аспекты мысли К. Гёделя».
16. Sobel J.H. «Logic and Theism. Arguments For and Against Beliefs in God». NY. Cambridge University Press. 2004.
17. Chase, Gene B. 1996. «Has Christian theology furthered mathematics» In Facets of Faith and Science vol 2: The Role of Beliefs in Mathematics and the Natural Sciences: An Augustinian Perspective. Jitse M. van der Meer (ed.) University Press of America/Pascal Centre for Advanced Studies: Lanham/Ancaster.
18. De Morgan, Augustus. 1866 Sir W. R. Hamilton Gentlemans Magazine and Historical Review, vol. I. (new series) : 128-134.
19. Lambert D. «Litineraire spirituel de Georges Lemaitre». Bruxelles, Lessius, 2007, P. 125.


Обсуждения темы религиозных ученых на различных форумах:

Темы: «Коллекционируем имена верующих учёных» и «Верующие ученые» на «форуме миссионерского портала диакона Андрея Кураева».
Тема «Верующие Ученые» на «форуме портала Преданиеу».

Тема « Список выдающихся ВЕРУЮЩИХ ученых» на форуме «Апология».

 

 

М.А. Гринзайд, оригинальная публикация, редакция 2 марта 2013 года.


Написать автору

 



Уважайте авторов, не копируйте матриеал без ссылки. Майкл Студиос 2007—2016. Правила публикации наших материалов. Изложить свои мысли