Хотя наука и представляет собой
мощный аппарат познания окружающего мира, она не может ответить на некоторые фундаментальные
вопросы, которые мы задаем. Во Вселенной есть подсказки указывающие на наличие
связи между наукой и этими вопросами, и с помощью научных методов эти подсказки
можно узнать. К примеру, познаваемость Вселенной разумом указывает на существования
Разума, который создал и Вселенную и нас, людей. Именно по этой причине мы
можем заниматься наукой и находить прекрасные математические сущности, которые
лежат в основе обозреваемых нами явлений. Кроме того, наше увеличивающиеся
понимание того, что наша Вселенная в целом и Земля в частности тонко настроены,
все больше и больше наталкивает на мысли что мы тут неспроста, наше пребывание
здесь осмысленно. Эта Земля — наш дом.
Но если есть Разум, сотворивший Вселенную,
и этот Разум хочет что бы мы тут были, встает серьезный вопрос: каков смысл
нашего существования? Этот вопрос сильнее других терзает человеческое сердце.
Научный анализ Вселенной не может дать нам ответа. Но настоящая наука не смущается
своей неспособностью — она понимает, что не имеет достаточно средств, чтобы
давать ответы на такие вопросы. Мысль о том, что наука, которая исследует
только состав Вселенной — ее материю, структуру, и процессы — способна
предоставить нам ответ на вопрос о смысле — серьезная методологическая ошибка.
Конечный ответ, если таковой есть, должен придти извне Вселенной.
Но как мы должны это выяснить? Я
провел много времени, целыми годами споря о том, что есть доказательства,
указывающие на сотворенность Вселенной, сотворенность её Разумом, желающим,
чтобы мы здесь были. Мы, люди, тоже имеем разум. Логично предположить то, что
наш разум был нам дан не только для того, что бы мы смогли удовлетворить свое
любопытство изучая нашу Вселенную, но и для того что бы мы смогли понять Разум.
Разум, который отдал нам наш дом.
Книга Бытия была написана задолго
до Аристотеля. Она начинается со слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт
1:1). Это заявление ярко контрастирует с другими мифологическими космогониями
того времени. В Вавилонской мифологии, к примеру, боги были частью вселенной, а
сам мир был создан из бога. Книга Бытия утверждает что есть создатель-Бог,
который трансцендентен нашему миру. Это утверждение имеет ключевое значение для
христианства. Апостол Иоанн пишет в своем Евангелии: «В начале было Слово, и
Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него
нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало
быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоанн 1:1-4).
В древнегреческом языке, «слово»
переводиться как логос. «Логос» часто использовался греческими философами для
того, что бы обозначить рациональный принцип, который руководит Вселенной. Таким
образом, мы получаем богословское объяснение познаваемости Вселенной разумом, тонкой
настройки физических констант, и, более того, биологической сложности. Они есть
плод Разума, плод божественного Логоса. То, что стоит за Вселенной куда больше простого
рационального принципа; за Вселенной стоит не абстракция, и даже не
безличностная сила. За ней стоит сам Бог, а Бог — личность, и Он не является
частью материи своей же Вселенной.
Если мы допустим, что за
созданием Вселенной стоит личностный Бог, это в новом свете представит поиск
человеком истины, так как это допущение имеет далеко идущие следствия о способах
познания реальности, отличных от научного метода. Люди познаются совсем
по-иному, чем вещи. Люди могут раскрыть себя в разговоре, а то есть передать о
себе такую информацию, какую ни один самый лучший сканер, присоединенный к их
мозгу, не сможет передать. В силу того, что мы люди, у нас есть возможность
узнать других людей. Возникает вопрос: если Создатель — личность, сказали ли Он
нам что-нибудь, кроме того что мы можем о Нем узнать исходя из строения нашей Вселенной?
Раскрыл ли Он себя? Потому что если есть Бог, который общался с человечеством, тогда
то, что Он сказал должно быть самым значимым в нашем поиске истины. Тут мы
снова встречаем библейское утверждение о том, что Бог общался с нами напрямую.
Он, Слово, которое есть личность, стал человеком, дабы продемонстрировать, что
истинный ответ за созданием Вселенной — личностный. «И Слово стало плотью, и
обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как
Единородного от Отца» (Иоанн 1:14).
Это утверждение очень важно, ибо
оно говорит нам, что в определенное время и место, Бог-Создатель вошел в род
человеческий. Конечно, это может показаться не очень убедительным проявлением
сверхъестественного действия. Однако наука не могла и не может опровергнуть
сверхъестественное.
Я считаю, что наука не похоронила
Бога, совсем наоборот, наука указывает на Его существование, и существование
Бога обосновывает науку. Конечно, совсем неизбежно, что у каждого человека,
несмотря на то, занимается ли он наукой или нет, есть свои предположения насчет
ответов на фундаментальные вопросы. Выбор невелик — все сводится к двум
ключевым идеям: либо человеческий интеллект произошел от неразумной материи,
либо существует Создатель. Я считаю странным, что некоторые люди заявляют то,
что они предпочитают первый вариант из-за того, что он выглядит более разумным,
нежели второй.
Автор — Джон Леннокс; Перевод — Н. Степин.
.